Потлач

Потлач

ПотлачПотлач

Потлач - древняя церемония обмена подарками, которая до сих пор организуется по случаю больших торжеств некоторыми индейскими племенами, проживающими на северо-западе тихоокеанского побережья. В переводе с чинукского языка слово «потлач» означает «подарок».

Уже более века антропологи проявляют интерес к церемонии потлача, которую на самом деле можно рассматривать как перераспределение богатств. Ее неотъемлемой частью является акт жертвования материальных и нематериальных благ (жилья, продовольствия, песен и танцев), а также обмен подарками, такими как тканые пледы, каноэ, украшения, церемониальные наряды и, разумеется, деньги. Как правило, потлач организуют по случаю какого-то особого события, например свадьбы, смерти, рождения наследника или избрания нового вождя. Церемония потлача позволяет ее организатору показать свое богатство и власть. Это своего рода способ сказать: «У меня столько всего есть, что я могу себе позволить быть щедрым и подарить часть того, чем владею». Кроме того, потлач способствует мирному решению конфликтов между отдельными людьми, кланами или племенами. В основе этой древней церемонии лежит вера в то, что истинный статус человека состоит не в количестве богатства, а в умении перераспределить его.
Церемония потлача уже более столетия является обычной практикой в индейских племенах, поселившихся на Тихоокеанском побережье юга Канады и севера США.
плед тлинкитовплед тлинкитов

Дарение традиционных вышитых пледов -один из элементов церемонии потлача. На фото представлен типичный плед тлинкитов.


ЗАРОЖДЕНИЕ ПОТЛАЧА
Языковые группы, организующие потлачи, населяют прибрежную зону от Аляски до штатов Вашингтон и Орегон, в том числе канадскую провинцию Британская Колумбия и остров Ванкувер.
До прихода европейцев потлач представлял собой в некотором роде духовный ритуал. Ответственность за организацию танцев и представлений несли тайные общества, с чьих обрядов ритуал должен был начаться, чтобы потом перерасти в сложную церемонию, которая могла длиться несколько месяцев и во многих случаях проводилась в семейном духе. Танцоры надевали разукрашенные маски, вырезанные из дерева, и разыгрывали эпизоды из истории, связанные с жизнью богов или предков хозяина потлача. Материальная часть церемонии состояла во вручении тканых пледов, продуктов длительного хранения (например, растительного масла, сахара, пряностей или консервированного мяса и рыбы), каноэ и самодельной кухонной посуды. Церемония длилась на протяжении четырех дней. Самые важные потлачи организовывались зимой, поскольку в этот период экономическая деятельность затихала, и у людей появлялось свободное время. Обычно обряд проводили в доме вождя племени или в специально построенном большом сооружении.

ГЛАВНЫМ ДАРОМ БЫЛИ НАКИДКИ В СТИЛЕ ЧИЛКАТ, СОТКАННЫЕ НА РУЧНЫХ СТАНКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ СЛОЖНОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

После прихода европейцев потлач пережил упадок, обусловленный несколькими причинами. Главной из них было обнищание индейских племен из-за потери привычных территорий и переселение их в резервации. Затем к ним добавилась сложная демографическая ситуация, вызванная гибелью людей как в сражениях, так и в результате завезенных европейцами болезней, к которым у индейцев не было иммунитета. Более того, во многих случаях навязанные европейцами соглашения запрещали эту церемонию, поскольку в Европе ее считали языческой.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...
Первое столкновение между индейцами и белыми произошло в 1774 году. К 1885 году в живых осталось лишь 8 % коренного населения Америки. По данным 1920 года, из каждых 100 индейцев уцелело только четверо.


КАК ПРОХОДИТ РИТУАЛ
Хотя каждое племя, а то и каждый клан, вносит в церемонию какие-то особые элементы, она характеризуется рядом общих черт. Основу потлача составляют танцы, песни и представления, которым может научиться любой коренной американец. Когда появляется повод для потлача, сначала определяют место и дату его проведения, а затем рассылают приглашения всем желанным гостям. После этого члены семьи распределяют между собой обязанности по подготовке к церемонии, многие из которых обычно связаны с финансовыми затратами (вклад каждого оглашается во время торжественных выступлений).
И все же этот древний ритуал сохранился, хотя и претерпел некоторые изменения ввиду аккультурации. Сегодня потлач по-прежнему играет очень важную роль: каждый материально обеспеченный член клана или племени должен организовывать эту церемонию, когда в его жизни происходит какое-то знаменательное событие, иначе он просто утратит свой социальный статус. Причем сообщать о намечающемся потлаче нужно заранее, за целый год, поскольку праздничные приготовления отнимают очень много времени.

ТРАДИЦИОННЫЙ ПОТЛАЧ
Утлинкитов церемонией потлача обычно завершались похоронные ритуалы, связанные со смертью великого вождя, обязательным элементом которых была кремация тела усопшего. Потлач предотвращал претензии, которые могли исходить, например, от кланов других жен покойного, налагая обязательства на его родственников и предупреждая таким образом борьбу за право наследования. Все церемониальные обряды были направлены на укрепление связей между кланом усопшего и его возможными противниками. Последних удостаивали чести подготовить тело покойного к кремации, а также разрушить и возвести заново или как минимум перестроить дом вождя для преемника. Напоследок им вручали дорогие подарки. Дух взаимности обязывал приглашенных отблагодарить за оказанное гостеприимство организацией своего потлача, а хозяев - принять приглашение. В результате социальные связи между членами кланов с каждым разом становились всё более крепкими, а значит, и полностью нейтрализовались все возможные угрозы.
Для тех заданий, с которыми семья не может справиться сама, нанимаются работники. Важная роль отводится церемониймейстеру, поэтому, если никто из членов семьи не способен выполнить его функции, приходится искать человека, разбирающегося в обрядах потлача. Кроме того, для всех приглашенных готовят подарки. Принять участие в церемонии может каждый, включая белых иностранцев, однако, если специально приглашенные гости не явятся, это будет считаться оскорблением. Праздник начинается утром или вечером в субботу и длится до утра воскресенья. В процессе потлача делается несколько перерывов, чтобы собравшиеся могли перекусить и выпить освежающие напитки и кофе, но только не алкоголь.

После обеденной трапезы женщины исполняют танец, а гости тем временем устраиваются поудобнее и общаются друг с другом. Затем следуют ритуальные танцы и песни, которые прерываются торжественными речами. Действо заканчивается разворачиванием больших полотен, на которые выкладываются подготовленные подарки, чтобы хозяин потлача мог лично вручить их каждому присутствующему. Количество и ценность подарков зависят от ранга гостя, а также от того, насколько высоко его ценит хозяин. В то же время некоторые члены семьи, организовавшей потлач, вооружившись пачками денег, раздают их всем присутствующим, также в зависимости от ранга и степени родства с хозяевами. Пришедшие без приглашения, иностранцы и люди низкого ранга получают скромные подарки и всего несколько долларов, однако с пустыми руками не уходит никто.

ЗАПРЕТ
В 1884 году в Канаде потлач был объявлен противозаконным согласно Акту об индейцах. В конце XIX века то же самое произошло в США.
Это стало следствием давления миссионеров, считавших такую церемонию «дурным, бесполезным обычаем», который к тому же противоречит цивилизационным ценностям и препятствует культурной ассимиляции. Так, миссионер Уильям Дункан в 1875 году писал: «Потлач - главнейшее препятствие на пути индеицев к христианству, а следовательно, и к развитию цивилизации». Раздел 3 Акта об индейцах гласит: «Любой, кто организует или участвует в индейской церемонии потлача или индейских танцах таманавас, будет обвинен в преступлении и приговорен к тюремному заключению на срок от двух до шести месяцев. Таким образом, всякий, кто поощряет или способствует, прямо или косвенно, проведению церемонии, также будет обвинен в нарушении закона и осужден на такой же срок».
Тем не менее обычно местные власти проявляли гибкость и не прикладывали должных усилий для преследования участников потлача. Индейцы в основном предпочитали воспитывать молодежь в соответствии с «европейскими цивилизационными ценностями», чтобы она впоследствии по собственной воле отказалась от этого обычая. Запрет был снят только в 1951 году.
01 апреля 2014 /
Теги: Потлач, обмен подарками, церемония, индейцы, Америка, индейское племя
Похожие новости

Монетные клады

Обнаружение целых коллекций монет - явление довольно частое. Такие коллекции находят как случайно, так и в ходе археологических раскопок. Эти находки позволяют расширить знания в области нумизматики,

Окисление и патина

Патина - это оксидно-карбонатная пленка (налет) оливкового цвета, которая образуется на поверхности старых предметов из меди или ее сплавов под воздействием окружающей среды. Патина бывает

Альтернатива ВВП

Каким бы странным это не показалось, но существует государство, которое для оценки уровня своего развития использует не общепринятый показатель ВВП (валовой внутренний продукт), а свой собственный

Арабские монеты

Одна из характерных особенностей арабских монет - наличие многочисленных надписей и отсутствие изображений. Представляя собой прекрасные образцы эпиграфического искусства, эти монеты отображают

Куба

Куба этот самый крупный остров больших Антильских островов никого не оставит равнодушным. Куба - это все то, что придает вкус нашей жизни: солнце, пляжи, кристально прозрачные воды, выдержанный ром
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: